психолог МГУ
психологическая помощь
консультация психолога
психотерапия

Что дает работа с психологом

И для чего она нужна?  Можно по-разному относиться к возможности управления  собственной жизнью. Кто-то не задумывается над этой идеей, жизнь идет своим чередом, и его это устраивает. Когда  человек склоняется к тому, чтобы передоверить управление своей жизнью другим – он может обращаться за помощью к магам и предсказателям или искать «гуру», который научит, как правильно жить. Если человек заинтересован в том, чтобы строить свою жизнь самостоятельно – для него оптимальной является психологическая работа. 

В чем она состоит? С давних времен люди задумывались,- что же определяет нашу жизнь?Старинная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Казалось бы все просто: «сей» нужные поступки – «пожнешь», какую захочешь, судьбу. Тем не менее, почему-то мы часто реагируем на те или иные события совсем не так, как нам бы хотелось, и даже совершаем действия или поступки, которые не соответствуют нашим принципам и нашим представлениям о себе, или, наоборот, никак не можем сделать то, что считаем необходимым или желательным, а потом сожалеем об этом.

Отчего это происходит? Мы говорим:- у меня такой характер, или – меня вынудили обстоятельства, или – меня захлестнули эмоции, или – все понимаю – ничего сделать не могу, или – ничего не понимаю и ничего сделать не могу и т.д.

Однако, существуют вполне конкретные механизмы, в основе которых лежит сложнейшее взаимодействие внешних и внутренних факторов, которые  определяют нашу реакцию, и современная психологическая наука имеет достаточно разработанные представления на этот счет.

Наша психика представляется, как сложнейшая система, которая, в конечном счете, и определяет наши взаимоотношения с миром. Она заключает в себе множество разных составляющих, влияние   которых мы испытываем в нашей обычной жизни, часто даже не подозревая об этом.

Многие реакции мы приобрели в ходе нашей биологической эволюции. Например, также как и у животных, у нас есть три способа реагировать на ситуации, которые мы ощущаем, как угрожающие – нападение, бегство и замирание. И каждый из нас знает, какой способ реакции и при каких условиях ему ближе.

К нашей биологической эволюции относится и тот неприятный факт, что травматический опыт оказывает гораздо более сильное влияние на нашу психику, чем позитивный. Понятно, что для выживания в природе важно как можно меньше попадать в опасные ситуации. Поэтому, встреча с любой опасностью или болью (а у человека – и душевной) оставляет в мозгу очень сильный след, чтобы уберечь от повторного попадания в подобную ситуацию. Иначе говоря, если один раз удалось вырваться из лап хищника – бойся и убегай от него всю жизнь.  А положительный опыт не требует такого закрепления, ибо, если сегодня на этой поляне повезло неплохо подкрепиться, не факт, что так будет всегда.

А в жизни мы можем сталкиваться с тем, что наша психика реагирует на травму совсем нежелательным для нас образом.  Среди множества последствий травматического опыта, реакция посттравматического стресса - «обратные вспышки», когда перед глазами помимо нашей воли повторно всплывают события, причинившие нам столько боли. Крайний случай – фобия,- слишком сильно закрепившийся страх, перешедший в неконтролируемую форму.

Многие наши чувства и желания уходят корнями в историю человечества. Этот опыт, отраженный в мифах и легендах, мы можем повторять в своей жизни, не задумываясь, например, откуда взялось желание отправиться в дальние странствия, преодолевать трудности и препятствия, совершить героический подвиг. Откуда-то мы «знаем», что мужчина в своей жизни должен родить сына, посадить дерево и построить дом. И кому-то, в самом деле, надо выполнить эту программу, чтобы почувствовать, что жизнь удалась.

Переходя к уникальному индивидуальному опыту, мы, прежде всего, соблюдая хронологию, имеем дело с семейной историей, т.е. историей наших предков. Например, многие из тех, чьи предки были репрессированы, не в полной мере реализуют свой потенциал, так как получили неосознаваемую информацию от семьи, что «высовываться» опасно для жизни, надежнее  прожить незаметно. Эта информация может ощущаться как внутреннее препятствие к реализации своих способностей и к достижению жизненного успеха.

Некоторые, даже финансово вполне успешные люди, испытывают страх нищеты, «остаться без куска хлеба»,  что нередко бывает связано с голодом, пережитом в прошедших поколениях.

Далее следует опыт родительской семьи. Многие знают, как трудно в своих семейных отношениях избежать влияния воспоминаний о взаимоотношениях  между родителями. В то же время, тот,  кто воспитывался одним из родителей, при построении собственных  супружеских отношений неизбежно столкнется с трудностями и ошибками первопроходца. Или, например, человек,  страдавший в детстве от алкоголизма отца, став взрослым, обнаруживает, что сам того не желая,  пытается справиться с трудностями жизни  при помощи алкоголя, копируя тем самым стратегию отца.

Индивидуальный опыт до рождения. Представление о внутриутробном существовании, как о «рае» давно ушло в прошлое. Не вдаваясь в подробности можно лишь повторить слова Л. Демоза, что «матка, на самом деле – очень шумное, изменчивое и подвижное место, жизнь в котором  полна событий и эмоций, как приятных, так и болезненных». Понятно при этом, что у каждого из нас своя пренатальная история.

Рождение – критический момент по современным представлениям. Считается, что отзвук этого процесса мы слышим потом всю жизнь. Как это было? Сам решил, что уже пора (ибо именно ребенок “решает” когда ему родиться) или роды стимулировали, а ты еще не был готов, то есть решили за тебя?  Сам прошел родовые пути или появился на свет в результате кесарева сечения, – без труда и под наркозом? Сразу вдохнул “воздух свободы” или родился в асфиксии и испытал сильнейший страх удушья? Все это скажется потом, уникальным образом вплетаясь в историю жизни каждого из нас.

Период  сразу после рождения. Родился – и куда попал?  Сразу к маме, услышал знакомый стук ее сердца, а вскоре еще и накормили, и почувствовал, что этот мир не так уж плох? Или , -“приложен к груди на третьи сутки…”, как иногда можно прочесть в выписке из роддома. Конечно, все мы выжили, и даже неплохо здесь устроились, но в нашей жизни отразился и этот опыт.

Младенчество – период очень насыщенный информацией. Именно здесь, в отсутствии слов, формируется базовое доверие или недоверие к миру, многие особенности наших взаимоотношений с людьми. Вот лишь один из примеров, взятый из собственных наблюдений: те, к кому в этом возрасте взрослые подходили, когда сами считали нужным «по расписанию», еще тогда усвоили, что орать – бесполезно и во взрослой жизни более склонны ожидать, когда им что-то дадут. Те, к кому в младенчестве подходили, когда они кричат – во взрослой жизни более склонны «брать на крик», ну а те, с кем взрослые строили более гармоничные взаимоотношения,  имеют более гибкую и разнообразную форму взаимоотношений с миром.

Опыт детства. Где мы жили – дома с родителями, у бабушки, или на пятидневке? Были ли тяжелые травмы – психологические и физические? Приходилось ли надолго разлучаться с родителями? Развивали ли родители нашу самостоятельность или делали все за нас – последующая неуверенность в своих силах, ощущение, что всегда кто-то сделает лучше.

Опыт подросткового возраста  - мы учимся строить социальные взаимоотношения. Опыт в подростковой компании. Опыт школы. Часто приходится работать с последствиями школьной травмы и  можно  с уверенностью сказать, что школьная травма – одна из самых тяжелых. Ведь именно в школе ребенок может подвергаться издевательствам и унижениям в течение очень длительного периода времени, не имея возможности выйти из ситуации, поскольку вынужден туда ходить. Негативный школьный опыт может стать впоследствии причиной тяжелейшего посттравматического расстройства, сравнимого с посттравматическим стрессом ветеранов военных действий, но осложняется еще и тем,  что травматическое воздействие затрагивает основной возраст развития.

Опыт юношества. Все перипетии любви. Утверждение себя в мире при отсутствии жизненного опыта. Кому-то повезло, удалось, все сложилось. Кому-то не очень. Нередко женщины рассказывают, что в этом возрасте подверглись изнасилованию в своей компании, которой полностью доверяли  еще с подросткового возраста – тяжелая травма недоверия, которая тоже будет проявляться в последующей жизни.

Опыт взрослой жизни. Очень разнообразный. Приобретения и потери. Семья, профессия, дети. Родители – что с ними делать? Большой вопрос.

Все эти и другие аспекты опыта, накладываясь на наши природные особенности, создают неповторимый психологический  узор, такой же неповторимый, как отпечатки пальцев, поэтому и говорят, что каждый человек -  уникален, и не было двух одинаковых людей за всю историю человечества.

Что-то мы знаем про себя – это тот опыт, который принадлежит сознанию или, как мы говорим, осознаётся. Наибольшая часть находится в области бессознательного – то, что мы не знаем или не помним, но влияние чего ощущаем.

Кроме того, все  мы – дети своего времени и, хотим мы того или нет, нам приходится иметь дело с теми ценностями, которые оно нам предлагает, а иногда и навязывает. Как найти свое к ним отношение, чтобы выбрать свой собственный путь в жизни – тоже может входить в задачи психологической работы.

Теперь пора вернуться к вопросу, поставленному в начале статьи, так что же дает работа с психологом? И как это происходит?

В основном, психологическая работа строится в виде беседы, в которой мы свободно перемещаемся из пространства настоящего в прошлое и будущее, затрагивая все темы, которые возникают в ходе этой беседы. Вспомогательную роль могут играть различные психологические техники. Возможность достигнуть желаемых изменений обеспечивается тем, что в условиях психологической работы наиболее полно проявляется свойство психики, как открытой  самоорганизующейся системы с обратной связью, которая сама стремится восполнить недостающий опыт, найти и вылечить травмы, дать себе наилучшее развитие. Задача психолога – обеспечить такое взаимодействие, в котором эти возможности осуществляются наилучшим образом.

Длительность психологической работы зависит от поставленной задачи. Если человек хочет решить конкретную проблему, то пути ее решения могут быть намечены уже на одной-двух консультациях. Если ставится задача лучше понять и переустроить свою жизнь – то на это может уйти несколько лет.

Говоря в общем, работа с психологом дает возможность получить доступ ко многим аспектам индивидуального опыта, в том числе и неосознаваемым, и переструктурировать их. Тем самым, некоторые конструкции бессознательного, которые «заставляли» нас чувствовать и поступать определенным образом, теряют свою «магическую силу» и мы становимся более свободными в своих чувствах, мыслях и действиях. Например, мы уже не «обязаны» чувствовать обиду в определенных ситуациях, отвечать на агрессию агрессией или, наоборот, растерянностью, но можем лучше понимать происходящее и выбирать, что делать

Психологическая работа расширяет сознание, увеличивает доступ к внутренней и внешней информации, выводит мозг, а следовательно и психику на более высокие уровни развития. Известно, что основной эффект психологической работы происходит именно благодаря улучшению функции мозга за счет расширения спектра его действия, образования новых связей, вовлечения новых областей. Мы начинаем лучше ориентироваться во внутреннем и внешнем мире, лучше осознавать себя и свои потребности., и те проблемы, которые не решались на более низких ступенях развития находят свое естественное решение на более высоких. Например, это может быть изменение отношений с другими людьми, расширение круга общения, профессиональный рост и многое другое.

Поднимаясь по ступеням психологического развития, мы оставляем  позади и те болезненные проявления, которые мешали нам в жизни, выступая в качестве  незрелой психологической защиты. Возьмем для примера зависимость  (практически любую – алкогольную, компьютерную, любовную и т.д.). Она всегда занимает то место в нашем внутреннем мире, где нам не хватает собственного ресурса, и замещает его. Так, алкогольная зависимость часто возникает  там, где человек оказывается не в силах самостоятельно справиться с неуверенностью, застенчивостью, чувством вины,  если не хватает смелости, или  умения самостоятельно контролировать агрессию, и многие другие функции может замещать  алкоголь.  Компьютерная зависимость может возникнуть,  если  не хватает внутреннего ресурса встретиться лицом к лицу с реальными жизненными трудностями. Любовная – когда для того, чтобы чувствовать себя «живым» необходимо слияние с другой личностью, поэтому есть постоянный мучительный страх потерять объект зависимости, и  в самом деле, если происходит его потеря, это может ощущаться как полный жизненный крах и  привести к очень тяжелой депрессии,  вплоть до суицида. Поэтому, без решения этих внутренних проблем, путем создания в ходе психологического развития более зрелых защит, невозможно справиться с зависимостью.

Известно, что мозг может работать на любом уровне сложности. В то же время, все мы встречаем людей, которые утверждают, что всё  уже видели в этой жизни. Но ведь жизнь – бесконечно разнообразна, и охватить  все  - невозможно.  Просто, такой человек остановился в своем развитии, освоил тот уровень, на котором находится.  А сделай он шаг вперед, и мир откроется ему в новом своем разнообразии. Поэтому психологическая работа, не только интересна   сама по себе, но и делает жизнь значительно интереснее.

                                 Н.Р. Ванникова, www.vannikova.ru 

Наталия Рафаиловна Ванникова
Психолог МГУ

© Наталия Ванникова, 2010. При цитировании материалов гиперссылка на сайт обязательна

Белти — универсальные коммуникации
интернет-агентство полного цикла